КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ПОДКОЖНЫХ ФИБРОСАРКОМ У 11-МЕСЯЧНОГО САМЦА СФИНКСА
- Семён Малюк
- 5 нояб. 2017 г.
- 5 мин. чтения
Статья опубликована в Журнале Ветеринарная клиника 2017, №8, С726-29
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ПОДКОЖНЫХ ФИБРОСАРКОМ У 11-МЕСЯЧНОГО САМЦА СФИНКСА.
Лисицкая Ксения Валерьевна, Салакаева Екатерина Викторовна, Смирнов Илья Алексеевич
Ветеринарная клиника «Биоконтроль», Москва
Резюме
В статье приводится описание клинического случая множественных фибросарком у молодого 11-месячного кота породы сфинкс. Опухоли располагались в области головы, туловища и конечностей и поражали преимущественно подкожную область, но также обладали инвазивным ростом в подлежащие мягкие ткани. В ходе обследования у кошки выявилось носительство вируса лейкемии кошек (FeLV), а также подозрение на метастатическое поражение печени, селезенки, почки и мезентериального лимфоузла. С учетом серопозитивности по FeLV и молодого возраста кошки, вероятно, что мультицентрические фибросаркомы, подтвержденные морфологически, были ассоциированы с вирусом саркомы кошек.
Ключевые слова: мультицентрическая фибросаркома, кошка, вирус лейкемии кошек
Описание клинического случая
Самец 11-месячного сфинкса поступил в клинику на обследование с множественными новообразованиями кожи и мягких тканей в области головы, туловища и конечностей. Рост образований владельцем наблюдался в течение двух месяцев, при этом активная фаза роста опухолей отмечалась последние две недели. При физикальном осмотре новообразование в области левого предплечья размером 4,0 x 3,5 x 5,5 см было фиксировано относительно подлежащих тканей (рис. 1A), опухоль в области головы локализовалась в подглазничной области и была размером 1,0 x 1,0 x 2,0 см (рис. 1Б). Множественные опухоли кожи также были отмечены на дорсальной грудной стенке с распространением на область спины и левой лопатки (рис. 1В). Опухоли были безболезненными, плотными, кожа над новообразованиями не была изъязвлена. Общее состояние кошки было удовлетворительным, снижение массы тела не было отмечено владельцем, аппетит и прием воды оставались неизмененными.
А Б В
Рис. 1. Внешний вид множественных подкожных фибросарком в подкожной у 11-месячного сфинкса, результат клинического осмотра. А – новообразование в области левого предплечья размером; Б – опухоль в области головы; В - множественные опухоли на туловище.
Результаты дополнительных обследований
Для исключения метастазирования животному проводились рентгенографическое исследование грудной клетки в латеральной проекции и УЗИ брюшной полости, а также выполнялось взятие общеклинического и биохимического анализов крови. На рентгенограмме грудной клетки признаков метастазирования в легкие не было отмечено (рис. 2).

Рис. 2. Боковая рентгенограмма кошки, не выявившая признаков метастазирования в легкие.
Ультразвуковое исследование показало наличие ультрасонографических признаков гепатоспленомегалии, множественных гипоэхогенных округлых очагов в печени диаметром 0,5-1,0 см, билатеральной нефромегалии, увеличенного до 1,5 см мезентериального лимфатического узла. Общеклинический и гематологический анализы крови были в пределах референсных значений. Дополнительно животное было протестировано на наличие антител к вирусу лейкемии кошек (FeLV) и антигена вируса иммунодефицита кошек (FIV) с использованием коммерческого иммуноферментного комбинированного теста SNAP (IDEXX, США). У кошки была отмечена серопозитивность по FeLV (рис. 3). Таким образом, по результатам проведенных исследований была выявлена антигенемия FeLV и обнаружены данные, подозрительные в отношении дистантного метастазирования опухоли в печень, селезенку, почки и мезентериальный лимфоузел.

Рис. 3. Результаты тестирования венозной крови кошки на антигенемию FeLV (положительный тест, синяя точка справа от положительного контроля) и на наличие антител к FIV (отрицательный тест, пустая неокрашенная зона слева) с использованием коммерческого теста SNAP.
Для определения гистогенеза опухолей владельцу была предложена биопсия. Инцизионная биопсия проводилась под общей анестезией из двух новообразований, локализованных в области грудной клетки и шеи (каждый удаленный биопсийный материал был размером 0,5 см х 0,5 см) (рис. 4). Из взятого материала путем мазков-отпечатков и соскобов с поверхности опухолей выполнялись мазки для цитологического исследования с последующей окраской по методу Романовского-Гимза. Полученные кусочки опухолей были фиксированы в 10% формалине. Проводку и окраску гистологических препаратов гематоксилином и эозином проводили по стандартной методике.

Рис. 4. Процедура проведения инцизионной биопсии из образований подкожной области под общей анестезией.
Результат цитологического исследования
Мазки имели среднюю клеточность и содержали пучки и разрозненные клетки веретеновидной формы и голые ядра клеток. Ядра клеток имели средний и крупный размеры, овальную форму, глыбчатый рисунок хроматина и 1-2 некрупные нуклеолы по всему ядру. Также отмечались псевдоядерные включения (рис. 5А). Анизокариоз был умеренный. Слабо базофильная цитоплазма имели нечеткие контуры. Также в препаратах были выявлены коллагеновые волокна и бесструктурное межуточное эозинофильное вещество (рис. 5Б). На основании цитологической картины были диагностированы множественные злокачественные мезенхимальные новообразования (саркомы мягких тканей).
А Б
Рис. 5. Цитологические микропрепараты, окраска по Романовскому-Гимзе; об. 100; ок. 10. (описание дано в тексте).
Результат гистологического исследования
В дерме локализовались неограниченные опухолевые массы, состоящие из переплетающихся в различных направлениях пучков веретеновидных клеток на фоне коллагеновой межуточной стромы, часто формирующие муаровые структуры (рис. 6). Клетки имели эозинофильную цитоплазму с нечетким контурами и овоидные или вытянутые палочковидные ядра с зернистым хроматином. Признаки атипии клеток опухоли были сходными с выявленными при цитологическом исследовании – умеренный анизокариоз, в ядрах были представлены средние единичные или множественные нуклеолы. В опухоли отмечались обильно митозы (митотический индекс был более 20). Опухолевая масса имела инвазивный рост, эпидермис над опухолью не был изъязвлен. Очагово отмечались участки коагулятивного некроза, занимающие не более 10% площади биопсии. Гистологическое исследование подтвердило наличие мультицентрических низко дифференцированных фибросарком в подкожной области.

Рис. 6. Гистологический микропрепарат, окраска гематоксилином и эозином; об. 40; ок. 10. (описание дано в тексте).
На основании проведенных диагностических мероприятий были диагностированы множественные подкожные фибросаркомы с возможным метастазированием в отдаленные органы. С учетом молодого возраста кошки, агрессивности роста опухолей и выявленной антигенемии FeLV, вероятнее всего, опухоли являются вирус-индуцированными и вызываются вирусом саркомы кошек (FeSV) который образуется путем рекомбинации вируса лейкемии кошек de novo в клетках кошек-вирусоносителей. Индуцированные FeSV фибросаркомы имеют агрессивное биологическое поведение и высокую частоту метастазирования в легкие и другие отдаленные органы. В связи с невозможностью хирургического лечения и быстрым агрессивным ростом владельцы приняли решении об эутаназии кошки. Дальнейшее патоморфологическое исследование кошки не проводилось.
Обсуждение
Фибросаркомы являются самыми распространенными саркомами у кошек, и находятся на третьем месте по частоте встречаемости среди всех опухолей кожи у данного вида, составляя около 17,8% [1]. К фибросаркомам предрасположены кошки среднего и пожилого возраста [1]. Спонтанно возникающие опухоли, как правило, являются единичными, медленно растущими, и имеют низкий уровень метастазирования; основным методом лечения является хирургический [2]. Более агрессивным поведением отличаются фибросаркомы, возникающие в местах инъекций и обозначаемые как постинъекционные (в иностранной литературе – FISS или feline injection-site sarcomas). Постинъекционные саркомы отмечают в более молодом возрасте, имеют более агрессивное биологическое поведение – характеризуются инфильтрирующим ростом и высоким риском местного рецидива после хирургического удаления, и морфологически чаще являются низко дифференцированными. В связи с данными особенностями терапия часто включает не только операцию, но и лучевую терапию.
Мультицентрические фибросаркомы редко отмечаются у кошек, и чаще всего встречаются у молодых животных-вирусоносителей FeLV [3]. После инфицирования вирусом лейкемии клеток кошек происходит процесс генетической рекомбинации вируса лейкемии в FeSV, при котором вирус встраивается в участки генома кошки, содержащие различные онкогены (такие как fes, fms, fgr) [4]. Образование FeSV в каждом отдельном случае происходит de novo, и вирус саркомы не способен передаваться другим кошкам, однако, все особи тестируются положительно по FeLV и могут быть источником инфицирования FeLV для других кошек. Отмечено, что у молодых кошек активация онкогенов сопровождается быстрым ростом множественных фибросарком после короткого инкубационного периода, тогда как у взрослых особей опухоли имеют тенденцию к самопроизвольной регрессии [5]. Прогноз вирус-индуцированных множественных фибросарком неблагоприятный в связи с их быстрым ростом и высоким уровнем гематогенного метастазирования, достигающим 30% [5, 6].
Список цитированных источников:
Hauck M.L. Tumors of the skin and subcutaneous tissues. In: Small animal clinical oncology, 5th ed. Withrow and MacEwen. // 2013. – Elsevier, St. Louis, P. 305-320.
Couto, S.S., Griffey, S.M., Duarte, P.C., Madewell, B.R. Feline vaccine-associated fibrosarcoma: morphologic distinctions. // Veterinary Pathology. – 2002. – Vol. 39. – N. 1. – P. 33-41.
Hartmann, K. Clinical aspects of feline immunodeficiency and feline leukemia virus infection. // Veterinary Immunology and Immunopathology. – 2011. – Vol. 143. – N.3-4. – P. 190-201.
Besmer, P., Murphy, J.E., George, P.C., Qiu, F.H., Bergold, P.J., Lederman, L., Snyder Jr., H.W., Brodeur, D., Zuckerman, E.E., Hardy, W.D., 1986. A new acute transforming feline retrovirus and relationship of its oncogene v-kit with the protein kinase gene family. // Nature. – Vol. 320. – N.6061. – P. 415-421.
Pedersen, N.C., Johnson, L., Theilen G.H. Biological behavior of tumors and associated retroviremia in cats inoculated with Snyder–Theilen fibrosarcoma virus and the phenomenon of tumor recurrence after primary regression. // Infection andImmununology. – 1984. – Vol. 43. – N.2. – P. 631-636.
Harasen, G.L. Multicentric fibrosarcoma in a cat and a review of the literature. // Canadian Veterinary Journal. – 1984. – Vol. 25. – N. 5. – P. 207-210.
Comments